Рост и развитие личности ребенка

Ребёнок

Развитие личности различными исследователями и психологическими школами описывается очень по-разному. Идея самореализации от Карла Роджерса описывает рост и развитие личности через метафору почек или семян, из которых растёт дерево.

«Как растение стремится быть здоровым, так и семя содержит желание стать деревом, поэтому человеком движет мотивация стать полноценным, полным, реализованным человеком.»

Эта метафора устанавливает, что развитие личности определяется врожденными факторами, а социальные факторы играют второстепенную роль: развитие зависит только от отсутствия или присутствия тех или иных факторов. Из почек ивы вырастет только ива, из желудя —  дуб. Важно также, что в структуре личности таким образом предполагается только одно семя, из которого происходит рост.

Ребёнок

Напротив, культурно-историческая теория Л.С. Выготского предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как основной источник развития личности. В развитии ребенка, пишет Выготский, есть как бы две переплетенные линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая — это владение культурой, манерой поведения и мышления. Согласно теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование психологических инструментов: овладевание системой знаков-символов, таких как язык, письмо, система счета.

На наш взгляд, оба описания верны по-своему и по-своему разносторонни: если К. Роджерс абсолютизирует внутреннее начало личности, то Л. С. Выготский — значение социальной среды, говоря только о созревании психических функций, но не видя в человеке возможного источника саморазвития. Более широкая и объемная картина развития дает представление о человеке как об экосистеме.

Понятие человека как экосистемы является одной из научных основ теории экологических систем Ури Бронфенбреннера. Согласно этой теории, человек (ребенок, подросток, подросток, молодой человек) на протяжении всей своей жизни окружен более широкими экосистемами (семья, школа, общественные организации, государственные органы, ценности и нормы общества), с которыми он связан гибкими и жесткими, прямыми и обратными взаимоотношениями.

Обращаясь к метафоре, в таком представлении ребенок — это не одно семя, из которого все тем или иным образом вырастает, а скорее почва с разными семенами. На этой почве с уже имеющимися семенами (врожденное происхождение у ребенка) могут упасть другие семена (культурный принцип). Что-то случается случайно, что-то благодаря усилиям садовников: родители и учителя прививают ребенку лучшие семена человеческой культуры. Ребенок растет не один, а в экосистеме. С этой точки зрения, развитие ребенка происходит не только изнутри, оно может быть начато извне, в случае естественного засева из общей культурной среды или из реализованной работы садовников: родителей и учителей.

В такой экосистеме умные родители и учителя не подавляют, а пробуждают в ребенке мужество и уверенность в себе, развивают как трудолюбие, так и умение дружить, умение слушать и слышать друг друга, использовать ложку или алгоритм «Повторяй за мной»

Основными элементами роста и развития экосистемы ребенка (и взрослой личности) являются почва, семена, питание, садоводческая деятельность и окружающая атмосфера.

Опишем все эти элементы более подробно.

  • Атмосфера,окружающая человека (ребенка, подростка, молодого человека)и соседние экосистемы, влияют на атмосферу его роста и развития.
  • Атмосфера в семье другая: светлая, теплая и солнечная, темная, холодная и чередующаяся с сильными грозами. Атмосфера двора и школьной команды создает перспективы роста и способности к интенсивным действиям.
  • Еда. Для роста и развития, в дополнение к воздуху и свету, растение нуждается в пище: воде и микроэлементах. Окружающие экосистемы обеспечивают организм питанием, разумом и чувствами, хотя и в очень разной степени и с разными качествами.
  • Если у ребенка есть любящие и дружелюбные родители, заботливые и внимательные педагоги и воспитатели, он с детства получает качественное физическое, интеллектуальное и духовное развитие.
  • Почва. С другой стороны, любая экосистема имеет свою первозданную почву, почву разного качества. На одной почве растет все, на другой — почти ничего, на другой — только что-то специфическое.Есть дети очень способные и восприимчивые, дети,рождеющиеся больными,а есть дети, которых с детства тянет к чему-то определенному.
  • Семена. Ребенок является не только почвой для роста,но также обладает врожденными плодами: врожденные способности, склонности и желания, возможно, врожденные идеи. При благоприятных условиях эти семена прорастают, цветут и приносят плоды, но могут болеть, цвести и умирать, превращаясь в почву для других семян экосистемы, когда один период жизни человека сменяется другим.

Разговор об успехе или неуспехе человека — это разговор, в частности, об этой почве и семенах, которые уже заложены с самого рождения, с самого начала. Что в нем изначально растет? Какие семена восприимчивы к его почве? Окружающий человек может сознательно или несознательным путем бросить свои семена в душу ребенка: слова, образцы поведения, запоминающиеся действия.Но то, что вырастет в результате, зависит не только от семян. Если семя находится на хорошей почве, оно прорастает, если почва для этих семян не предназначена, то оно увянет.

Садовник — это тот, кто целенаправленно и сознательно возделывает и формирует сад (экосистему). Рядом с любым ребенком есть садовники: внешние экосистемы, сознательно и целенаправленно следящие за (повторным) кормлением ребенка и семян, которые в нем прорастают. Прежде всего, это родители и школьные учителя, однако иногда во дворе и в школьной среде, на телевидении и даже в Интернете, это имеет более серьезные воспитательные или антисанитарные последствия,и нужно проводить различные специальные образовательные мероприятия.

Со временем многие люди становятся садовниками для себя, начинают заниматься самообразованием и самосовершенствованием, другими словами — не пассивным, а активным личностным ростом, из которого вырастает такой новый человек — из первозданных или посаженных семян. Человек обретает свою вторую природу, слияние своего биологического принципа и культурного развития. Вторая природа становится естественной для человека, такой же естественной, как и генетическая.

Если девочке в раннем возрасте позволяли себе эмоциональную свободу, то ее необузданная эмоциональность стала ее естественной, второй натурой. Если другая девушка когда-то была поражена красотой движений балета и в течение многих лет оттачивала красоту и благородство своих движений в балетной школе, то благородство ее движений и королевская карета также стали ее второй натурой.

По словам Бронфенбреннера, среда экологического развития ребенка состоит из четырех вложенных систем, которые обычно графически изображены в виде концентрических колец:

  • Микросистема — семья ребенка
  • Мезосистема — детский сад, школа, двор, квартал проживания
  • Экзосистемы — взрослые общественные организации
  • Макросистема — культурные обычаи страны и ресурсы.
  • Модель кажется простой и самоочевидной, и очень многое реалистично, потому что Бронфенбреннера подчеркивает наличие гибких прямых и обратных связей между четырьмя системами.

Ребёнок

Например, гибкий график работы на предприятии, где работает мать ребенка, позволяет женщине уделять больше внимания образованию и косвенно влияет на развитие ребенка. В то же время, возможность для матери свободно распоряжаться своим временем обычно способствует ее психическому равновесию и косвенно влияет на повышение производительности женского труда.

Бронфенбреннер отметил, что экологические системы мобильны и меняются с течением времени. Рождение младшего брата/сестры, начало школьного обучения или развод родителей изменяют отношения между ребенком и его окружением. Рождение новорожденного имеет совершенно разные последствия для малыша, который только начинает учиться ходить, и для школьника, у которого есть много источников общения и интересов за пределами семьи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector